Понятно, что человек, проявивший себя почти во всех кинематографических профессиях, не может сидеть без дела. Он обязательно участвует в каком-то новом проекте. Вот и минувшей весной мы заметили Александра Адабашьяна на питчинге в министерстве культуры, куда обращаются режиссеры и продюсеры за государственной поддержкой.
Адабашьян представлял тогда военную остросюжетную драму «Легенда о побеге», соавтором сценария которой он является. Этот сюжет когда-то уже вдохновил американских кинематографистов, снявших в 1987 году фильм "Побег из Собибора" с Рутгером Хауэром в главной роли. В нашей версии эту роль должен играть Владимир Машков. Вот и решили начать разговор с этой истории.
- Наш проект был благосклонно воспринят экспертами, но этого оказалось недостаточно, чтобы получить государственное финансирование, - рассказал Адабашьян. - И съемки подвисли в неизвестности. Хотя история захватывающая - о реальном удачном побеге из немецкого концлагеря Собибор. Он находился на территории Польши. Туда свозили со всей Европы, в том числе той ее части, которая сотрудничала с немцами, заключенных-евреев. Им обещали трудоустройство и работу по специальности. Но в лагере их отправляли на уничтожение. Эта фабрика смерти работала хладнокровно и цинично, пока туда не попали полтора десятка советских военнослужащих. За две недели они сумели организовать побег. И еще отомстили эсэсовцам и сотрудничавшим с ними украинских националистам за все их зверства. Руководил операцией советский офицер Александр Печерский, которого и должен сыграть Машков. Этот был безбашенный человек, к тому же артистичный, наверное, поэтому Машкову роль так понравилась. А деньги на фильм мы с режиссером Андрей Малюковым обязательно найдем.
Александр Адабашьян не только актер, но и сценарист.Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ
- Кино стало сложнее снимать?
- Значительно сложнее. Любое кинопроизводство всегда нацелено на прокат. А поскольку наш прокат полностью принадлежит Соединенным Штатам, то и всю нашу прокатную политику определяют они. У большинства российских прокатчиков уставной капитал из-за океана и неважно, кто номинально выполняет роль «генерального директора». Если вы посмотрите афиши наших кинотеатров, то увидите, что на них преимущественно американское кино и немножко наше. Хотя очень неплохие фильмы снимает Европа, Азия, Ближний Восток, Африка. Но мы узнаем об этом только на кинофестивалях. В Китае есть квота на прокат иностранных картин. Приоритет отдается своим. Этот гигантский рынок не удается завоевать американцами. А у нас заокеанские блокбастеры - на первых экранах. Откройте любой глянцевый журнала, половина его будет посвящена личной жизни звезд Голливуда или интервью с очередной западной знаменитостью, которая приехала к нам рекламировать свой кино. А наши картины мы должны рекламировать сами на те деньги, которых еле-еле хватает на съемки. Эти санкции по удушению российского проката применяется давно, и сейчас они работают еще успешнее.
Адабашьян в роли Берлиоза из "Мастера и Маргариты" встречается на Патриарших с Воландом. Фото: стоп-кадр Youtube- Кстати, о санкциях. Вы попали в список российских деятелей культуры, которым въезд на Украину запрещен. Кино, с вашим участием там показывать нельзя. Как вы это восприняли?
- Как истерическую реакцию на любое инакомыслие. У меня нет никаких агрессивных намерений в отношении Украины. Но есть очень хорошие украинские картины с моим участием, которые снимали Роман Балаян и Вячеслав Кристофович: «Полеты во сне и наяву», «Храни меня мой талисман», «Поцелуй», «Два гусара». Их делали в Киеве, на киностудии имени Довженко. Жалко, что теперь эти фильмы под запретом.
- С Романом Балаяном вы общаетесь?
- К сожалению, сейчас нет. Еще до известных буйных событий в Одессе весной прошлого года, когда подожгли Дом Профсоюзов, я должен был сниматься в этом городе, который нежно люблю. Когда-то мы там снимали «Рабу любви» с Никитой Михалковым. И очень хорошо проводили время. Но после того, что там произошло в прошлом году и радостной реакции определенной части украинских граждан на происходящее, для меня светлый образ Одессы померк.
- Теперь давайте о позитиве: как день рождения будете отмечать?
- Никакого запланированного веселья не будет. Шатры ставить в Архангельском или арендовать Парк имени Горького, чтобы с гостями искупаться в фонтане, я не буду. Отмечу день рождения на даче в Загорянке с внуками, женой и детьми. У нас такая команда (у Адабашьяна шестеро внуков - Ред.), что не соскучишься. И в нашем поселке стиль настоящей дачной жизни еще сохранился, зимой можно ходить в валенках. А не обязательно в норковой шубе, как на Рублевке.
- Когда внуки видят вас на экране, как они реагируют? Вот, например, когда вы появляетесь в «Собаке Баскервилей», они случайно не спрашивают: «Дед, почему ты всех потчуешь овсянкой и зовут тебя Бэрримором?»
- Внуки уже привыкли видеть меня в кино. Зато смешно реагирует мой пес - весхайленд терьер. Обычно он только за животными наблюдает по телевизору. Стоит появиться собаке, кошке или свинье, даже в анимационном исполнении, он весь в экране. Но как только появляются люди, он уходи, ему не интересно. А меня среди других человеческих существ узнает. И смотрит с любопытством. Если я дома, он считает, что его хозяин одновременно и в комнате, и в этом странном ящике. А если меня нет, он обязательно заглянет за экран. Наверное, думает, что я там от него прячусь.
Овсянка, сэр! Фото: стоп-кадр Youtube