15 тысяч уволенных
Второй по объему продаж российский автодилер «Автомир» с начала 2015 года сократил 17% сотрудников, рассказал РБК HR-директор холдинга Руслан Тарусин. Сейчас в компании работают около 5,7 тыс. человек. Таким образом, сокращены были почти 1,2 тыс. сотрудников. Оптимизация, по его словам, затронула в основном продавцов дилерских центров, там численность сотрудников сократилась на 26,6%. «В группе существуют внутренние нормативы загрузки работников, — поясняет Тарусин. — Когда загрузка падает, персонал приводится к оптимальной численности». В 2014 году, согласно данным журнала «АвтоБизнесРевю», продажи «Автомира» снизились на 10%, до 72,8 тыс. машин.
ГК «Фаворит Моторс», также входящая в десятку крупнейших автодилеров (+4% продаж в 2014 году, по данным АБР), в текущем году сократила порядка 5% сотрудников (до 1,75 тыс. человек) в основном за счет автоматизации процессов, говорит президент компании Владимир Попов. «Любая компания может сократить до 10% работников без ущерба для своей деятельности», — добавил он.
Еще один крупный дилер — ГК «Модус» (+5% продаж в 2014 году) — сократил 15% персонала. «Мы смотрим на ситуацию в режиме реального времени и стараемся вовремя реагировать на изменения рыночной конъюнктуры», — заявил председатель совета директоров группы Алексей Лещенко. Сейчас в «Модусе» работают 1,3 тыс. человек.
В «АвтоСпецЦентре» (+30% продаж в 2014 году) не называют точных цифр, отмечая лишь, что после покупки пяти дилерских центров у «Мега-Авто» численность сотрудников группы осталась неизменной — 3,5 тыс. человек. Численность штата третьего по объему продаж дилера из топ-10, компании «Мейджор» (-4%), по словам источников РБК на рынке, снизилась на 10%, до 4,5 тыс. человек (представитель компании не ответил на запрос РБК).
Дилеры говорят, что процесс оптимизации стартовал с началом кризиса. По словам гендиректора ГК «АвтоГермес» (продажи 2014 года остались на уровне 2013-го) Дмитрия Полунина, его компания сократила 5–10% сотрудников еще весной 2014 года, до 1,4 тыс. человек, с тех пор эта цифра практически не менялась. «Автомир» оптимизирует штат с 2013 года, когда численность персонала достигала максимальных значений — 7,6 тыс. человек. «При этом мы не делали импульсивных сокращений, начали готовиться к падению объемов продаж заранее, плановые сокращения персонала вели в течение всего 2014 года. Все подразделения компании были нацелены на реализацию стратегии по увеличению эффективности каждого автосалона, в том числе необходимо было привести к плановому показатель соотношения фонда оплаты труда к доходу», — уточняет Руслан Тарусин.
Продажи автомобилей в России снижаются второй год подряд. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году авторынок сократился на 10,3%, за первое полугодие текущего года — еще на 36,4%. Падение продаж вынудило почти всех дилеров оптимизировать штаты, отмечает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков. По его оценке, за последние 12 месяцев численность сотрудников в отрасли сократилась на 5–15%. Всего, по данным РОАД, в дилерском бизнесе заняты порядка 350 тыс. человек, то есть уволены могли быть от 15 тыс. до 50 тыс. человек и более. По словам Моженкова, это больше чем в предыдущий кризис — тогда обвал продаж был резким, но коротким и продолжался не более трех-четырех месяцев.
В четверг крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ отчитался о результатах продаж автомобилей в январе—июле. По данным компании, за семь месяцев было продано 161,6 тыс. Lada, рыночная доля бренда составила 19%. С учетом данных АвтоВАЗа и продаж LCV, на которые традиционно приходится 5–7%, падение российского рынка в целом в отчетном периоде могло составить 36,7–35,4%. С такой же динамикой рынок закончил первое полугодие — хороших новостей у автодилеров пока нет.