В высшую школу нужно вернуть нравственные ориентиры и воспитательные функции, чтобы у студентов не было «кризиса идентичности» и они не стали участниками «цветных революций». Как выяснила «Газета.Ru», разработкой конкретных предложений занимается Объединенный народный фронт (ОНФ) вместе со специалистами ведущих российских и региональных ВУЗов. А на местах уже внедряют в жизнь наглядную агитацию, которая должна улучшить моральный образ студента.
«Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни» — так звучит пункт 7 некогда хорошо всем известного «Морального кодекса строителя коммунизма». Пункт 8 тоже неплох и более, чем актуален: «Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей». Неплохо бы оба эти пункта, но в уже в более современной редакции, вернуть в высшую школу, чтобы обозначить молодежи нравственные ориентиры и усилить воспитательную составляющую образования, считают эксперты.
О том, что тема воспитания студентов не просто важная, а общегосударственная еще в октябре 2014 года заявил президент России Владимир Путин. Дело было на пленарном заседании образовательного форума Общественного народного фронта (ОНФ) в Пензе.
«Бесспорно, если из образовательного процесса выхолащивается воспитательная составляющая, то такое образование никому не нужно.
Здесь я с вами полностью согласен, всячески будем поддерживать вашу идею дискуссии о целях образования. Давайте на площадке ОНФ начнем эту работу, распространив ее на всю страну», — предложил Путин.
Как выяснила «Газета.Ru», поисками воспитательной функции высшей школы занимаются теперь на разных уровнях: от локальных, на уровне гражданской инициативы, поддержанной областными властями, до специально созданной рабочей группы фронта «Образование и культура как основа национальной идентичности». Подробнее о ее наработках «Газете.Ru» рассказала ее эксперт, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Брызгалина.
«Некий кризис идентичности»
«У человека любого возраста, в том числе и студента ВУЗа, может возникнуть «некий кризис идентичности». «Кто я? На что я могу надеяться? Какие перспективы у меня и моей страны», — перечисляет Брызгалина вопросы, с которыми нужно помогать справиться студентам с помощью воспитания.
Член центрального штаба ОНФ, ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров говорит, что воспитание, согласно ФЗ «Об образовании», является составной частью образования.
Основным заказчиком высшего образования в нашей стране выступает государство, оно же формирует государственные профессиональные стандарты, в которых помимо профессиональных компетенций выпускников ВУЗов указываются и их «личностные компетенции», объясняет Брызгалина.
Обсуждение конкретных рекомендаций по совершенствованию функции воспитания рабочей недавно проходило на философском факультете МГУ под эгидой рабочей группы ОНФ. Его декан Владимир Миронов в своих интервью уже поднимал проблему отсутствия воспитательной функции в ВУЗах в связи с якобы пытавшейся вступить в ряды «Исламского государства» студенткой Варварой Карауловой. Она, будучи студенткой МГУ, была задержана на территории Турции при попытке пересечения турецко-сирийской границы. В феврале 2015 года директор ФСБ России Александр Бортников заявил о 1700 гражданах России, присоединившихся к ИГИЛу.
Анатолий Александров уверен, что молодые люди больше подвергнуты опасности со стороны подобных группировок, когда они не вовлечены в «общее действо»: «Одинокие легче поддаются влиянию агитаторов». Он уверен, что студентам надо давать возможность проявлять свою активность.
Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов считает, что данная проблема действительно есть, но ее не стоит «преувеличивать». Молодые люди более склонны к экстремизму. Это вытекает в том числе из-за «большого количества ограничений на различную активность внутри страны».
«Молодежи очень трудно себя реализовывать в рамках политических процессов. Люди пытаются самоутвердиться, реализовать свои способности и энергии. Не находя этих возможностей, они и могут попасть в различные экстремистские сообщества», — говорит Бызов.
Однако в ВУЗах крупных городов молодежь скорее ориентирована на поиск «более успешных жизненных стратегий».
«В целом эта молодежь достаточно буржуазная. Ее представители не готовы все бросить ради радикальных идей. Отклонения есть лишь на уровне статистики», — убежден эксперт.
«Действовать надо наглядно, прямо в лоб!»
Пока «фронтовики» думают, как помочь молодежи определиться с идентичностью, инициативные граждане уже действуют на местах. Леонид Каплий из Белгорода давно борется с разной нечистью на родной земле, спасая молодые неокрепшие души. Так, к примеру, три года назад он объявлял войну в интернете сайтам с «клубничкой», детским порно и объявлениям колдунов. Как только соответствующий запрос появлялся в рунете, пользователя автоматом перекидывали на православные сайты. Делал он это ради воспитания молодежи, а сейчас замыслил новое благое дело: разместить в институтах и самых важных площадках города 3-Д агитационные плакаты, которые бы воздействовали на молодежь. Он уже заручился поддержкой местных вузов и получил благославление митрополита Белгородского и Старооскольского владыки Иоанна.
«Вот, например, как с абортами бороться? Как донести до молодежи, тем же студентам, что нельзя убивать детей? — рассказывает Каплий. — Способ есть. Вот фотография святой матроны Московской, к мощам которой приходят попросить о здоровье тысячи людей. А ведь мама ее хотела сделать аборт! Или Михайло Ломоносов — он ведь тоже был не первым ребенком в семье, и, следуя нынешней логике, его можно было запросто не рожать! Поэтому мы сделали много разных сюжетов на тему «каких людей могла бы лишиться Россия, если бы их матери решились на аборт. Или вот такой сюжет: девушка сидит на лавочке рядом с институтом, отошел подальше — та же девушка уже в больнице с больным ребенком! Действовать надо прямо в лоб, наглядно, чтобы сразу все понятно было».
Идею с наглядной агитацией для студентов на Белгородщине, кроме владыки, поддержали и местные власти, и МВД. Кроме запрета на аборты, еще аналогичным способом будут бороться со сквернословием, наркотиками, пьянством и взятками.
«С божьей помощью 33 тыс. таких плакатов заказали, мелкий частный бизнес помогает, — говорит Каплий «Газете.Ru». — Для студентов-парней своя мотивация нужна. К примеру, такой 3 Д-плакат: сидит юноша на скамейке рядом с институтом, курит, раз — и сигарета у него на полшестого! А кому ж охота импотентом быть? Глядишь, парни и задумаются о вреде курения. А в «Моральном кодексе строителя коммунизма» написаны правильные вечные истины, которые не грех и теперь взять на вооружение». Пляски в храме науки
Дмитрий Карцев об оскорблении учащихся