Подводная лодка ВМФ КНР впервые в истории осуществила заход в пакистанский порт Карачи. Военные аналитики говорят, что возможности Китая по контролю Индийского океана заметно усиливаются, а это уже давно беспокоит Дели. Особенно с учетом того, что происходит это за счет Пакистана — наиболее проблемного соседа и вероятного противника Индии.
Информация, появившаяся в газете India Today, не имеет официального подтверждения, газета ссылается на источники в национальной разведке. Заметка выдержана в достаточно алармистском духе, поскольку фактически речь идет о том, что китайский подводный флот сможет получить дружественные порты в северо-западном секторе Индийского океана.
Сам заход, по данным газеты, состоялся еще в мае. Китайская лодка находилась в Карачи в течение недели, заправляясь и пополняя запасы. Речь идет об одной из самых современных китайских дизель-электрических подводных лодок класса «Юань» (обозначение, принятое в НАТО), оборудованных воздухонезависимым двигателем, который позволяет субмарине совершать длительные походы без подъема на поверхность. Появление субмарины в Карачи вызвало серьезную озабоченность экспертов в области безопасности из индийского МИДа.
Заход подводный лодки КНР в Пакистанский порт лишь один из многих эпизодов серьезной стратегической игры Китая по обеспечению военного присутствия в Индийском океане. Китай стремится обезопасить пути, по которым осуществляется морская торговля между Китаем и странами Европы и — что еще более важно — доставку значительной части нефти, закупаемой Китаем в Иране и странах Персидского залива. Эти важнейшие для решения вопросов национальной безопасности Китая морские пути проходят через Индийский океан и крайне уязвимы для любого воздействия.
В обнародованной 26 мая новой военной доктрины Китая (так называемой Белой книге) особо отмечается, что по мере экономического роста Китая изменяется и его национальные интересы — теперь это различные глобальные факторы такие, как угроза международного терроризма, мировые эпидемии или проблема океанского пиратства — оказывают на эти интересы более существенное влияние. Среди прочего, по мысли китайских стратегов это означает необходимость уделять больше внимания безопасности морских путей. Для решения этой задачи ВМС Китая, как отмечается в доктрине, начинают постепенно отказываться от исключительно береговой обороны и будут включать в нее элементы «защиты открытых вод» (open seas protection), то есть развивать океанский флот. Правда, с этим есть сложность: отсутствие логистической инфраструктуры — то есть баз ВМФ Китая в Индийском океане.
Для решения этой проблемы Китай осуществляет ряд мер, которые неформально принято называть стратегией «жемчужной нити». Речь в данном случае идет о серьезной активности по строительству Китаем портовой инфраструктуры в странах, выходящих к Индийскому океану.
Сейчас при содействии китайских инвесторов, в частности, осуществляется строительство или глубокая реконструкция таких портов, как пакистанский Гвадар, шри-ланкийские Коломбо и Хамбантота, а также Кьяукпью в Мьянме. Вопрос о том, насколько возводимые при содействии Китая порты могут в полной мере использоваться в качестве военных баз, до сих пор вызывает разногласия среди экспертов.
Во-первых, возведение таких баз требует оборудования специфической и крайне дорогостоящей инфраструктуры (а серьезных подтверждений этого до сих пор нет), во-вторых, не вполне ясно, как Китай при нынешнем технологическом уровне своих вооруженных сил может защитить подобные базы, удаленные от его территории на тысячи миль.Тем не менее, отмечают индийские наблюдатели, подводные лодки КНР в этом году уже дважды заходили в порт Коломбо на Шри-Ланке, что также вызывало серьезную обеспокоенность Дели. Пока речь не идет о каком-то подавляющем превосходстве и тем более, об агрессивных действиях со стороны Китая. Скорее вопрос в том, что Индия в принципе с большим беспокойством относится к появлению новых военных сил в океане, который привыкла считать «своим». К тому же вопрос осложняется тем, что ВМФ Индии в данном случае остаются, скорее, наблюдателями, не будучи в состоянии развивать стратегическую активность подобного масштаба.
При этом, несмотря на беспокойный тон публикаций и действительно возросшую активность Китая в Индийском океане, говорить о серьезном обострении отношений между Индией и Китаем, наверное, пока рано.
Эксперт Российского Совета по международным делам Василий Шикин считает, что новые маршруты китайских подводных лодок вряд ли приведут к политическому обострению между Китаем и Индией. «Обе страны, безусловно, не заинтересованы в этом. Военное соперничество при этом в определенной форме продолжится», — объясняет «Газете.Ru». Индия создает свою «Армату»
Индийская армия объявила о намерении разместить заказ на разработку нового перспективного танка. Согласно информации на сайте индийских вооруженных... →