По мнению Алексея Улюкаева, санкции и изоляция от богатейших мировых стран ударила по объему взаимной торговли. «Раньше объем торговли составлял более 200 млрд евро [в год], а теперь на 100 млрд меньше. Плюс эта история с доступом к глобальному рынку капитала: наши компании теперь не могут рефинансировать свои долги, им приходится выплачивать их по существующему графику. И это причина оттока капитала с российского рынка, – сказал он.
Тем не менее, уверен министр, не все так очевидно: причиной негатива стали не только санкции, но текущий бизнес-цикл, в котором существует разрыв между потенциальным валовым национальным продуктом и фактическим ВНП (так называемый разрыв выпуска - расчетная величина, показывающая, насколько теоретически исчисляемый ВНП больше или меньше совокупного спроса). Также стране крайне необходимы структурные и институциональные реформы. И уже только после этих причин негатив добавляют санкции.
В целом же, отмечает министр, инвесторы, которые стали закрывать позиции по России в самом начале года – в январе, феврале и марте, - уже пересматривают свои планы. Они возвращаются на наш рынок капитала. Индексы растут, - заявил Улюкаев. - И, кстати говоря, рубль стал самой быстро укрепляющейся валютой в 2015 году. В 2014-м мы были первыми по скорости падения. А российские рынки капитала растут быстрее всех сейчас.
Санкции вполне могут иметь для нашей экономики позитивный эффект, полагает президент группы компаний «Энергия» Сергей Гуськов, особенно если будут созданы условия для промышленного роста. Пока есть несколько главных вопросов: доступ к капиталу и обдуманная государственная политика в области производства.
Также стоит отметить, что девальвация рубля не всегда положительно сказывается на создании новых производств, так как значительная часть оборудования по-прежнему поступает по импорту. Это приводит к тому, что новые производства оказываются в сложном стартовом положении по сравнению с конкурентами, которые успели провести перевооружение до девальвации.
Тем не менее, полагает Сергей Гуськов, пик негатива нами еще не пройден – он ожидает дальнейшего снижения промпроизводства. Прежде всего это вызвано ситуацией на банковском рынке. Как правильно отметил недавно директор УВЗ, рост производства возможен при ставках не выше 9%, а сейчас даже с учетом снижения ставки коммерческих банков составляют в районе 17%.
Между тем, страны Запада рассматривают вопрос о введении в действие нового пакета антироссийских санкций. Но , говорит начальник аналитического отдела ИФК «Солид» Олег Шагов. Есть определенный риск, что в случае обострения ситуации в Донбассе новые санкции в отношении России будут все-таки применены, но этот риск может и не реализоваться.
Новые санкции могут стать разнообразными и окажутся болезненными, если будут направлены на российские компании и банки, активно участвующие во внешнеторговых операциях, считает эксперт. Например, если Россию отключат от международной системы финансовых транзакций SWIFT, то объем экспортно-импортных операций на какое-то время сильно упадет. Неприятным сюрпризом для компаний, вовлеченных во внешнеторговые сделки, может стать внезапная заморозка их финансовых активов на Западе. В принципе, не исключен и запрет на обращение ценных бумаг российских компаний на западных финансовых рынках.
Введение новых санкций, заключает Олег Шагов, грозит российской экономике усугублением проблем: углублением рецессии в экономике, увеличением дефицита бюджета, снижением рейтингов, оттоком капитала, ускорением девальвации рубля, всплеском инфляции, ростом безработицы и социальной напряженности.
Распечатать