Так что падение объемов строительства в кризис - абсолютно естественное явление. В этой ситуации удивляет другое. Строительство, транспорт и торговля - это наиболее важные неторгуемые отрасли экономики, для которых не страшна иностранная конкуренция, от которой они естественным образом защищены. Поэтому стимулирование развития российской экономики для выхода из кризиса целесообразно осуществлять через один из таких защищенных секторов, а лучше - через все эти сегменты. Строительство (наряду с транспортом, например) относится к числу наиболее подходящих полей для оживления производства - не зря же президент Рузвельт во времена Великой депрессии стимулировал создание дорожной сети в США. Странно, что на сегодняшний день в России не сделано практически ничего серьезного для стимулирования строительной деятельности.
В мае несколько улучшились настроения населения: сегодня в крупных и средних российских городах 87% жителей полностью или в основном довольны своей жизнью. Этот показатель выше апрельских значений удовлетворённости, но он несколько хуже, чем данные за май 2014 года. Доля сотрудников, уверенных в будущем собственных предприятий, составила в мае 81% от числа определившихся с ответом. Это лучше, чем в апреле 2015 года и в мае 2014 года.
С другой стороны, по сравнению с маем 2014 года намного выросло число россиян, ищущих работу. Пик их численности пришелся на конец января и февраль. С тех пор напряженность на рынке труда снижается, хотя по-прежнему остается выше чем в прошлом году. Сегодня в России немногим менее 4% взрослого населения относят себя к числу безработных. Это лучше чем, в апреле 2015 года, но хуже, чем в мае 2014 года.
После серьезного провала потребительской активности в январе 2015 года, 4 месяца подряд увеличивается число тех россиян, которые готовы делать покупки средней и высокой стоимости. Однако анализ различных товарных категорий показывает, что несмотря на рост желающих приобретать товары и услуги, их число все еще отстает от аналогичных показателей прошлого года. Соответственно, пока нельзя ждать восстановления оборотов розничной торговли до уровня прошлого года.
После январского провала четвертый месяц подряд мы видим повышение активности населения в посещении различных торговых и развлекательных центров. Тем не менее, и здесь мы пока всего лишь отыгрываем прежние потери: по потребительской активности в этом сегменте мы сейчас находимся только на уровне 2012 года.
С точки зрения рискованности вложений экономику можно разделить на две основные части: первая из них работает на удовлетворение сегодняшних, уже сложившихся потребностей россиян и поддерживается практически гарантированным сбытом своей продукции на существующих рынках. Вторая рассчитана на расширение потребления в будущем - увеличение существующих рынков и возникновение новых потребностей населения. Первой экономике пока ничего не угрожает - россияне склонны сегодня приобретать товары и услуги, если не в прежнем, то в немного меньшем объеме, в соответствии со сложившимся стандартом потребления. Вторая часть экономики, работающая на развитие страны, пострадала гораздо сильнее. Главной причиной спада здесь стала потеря уверенности инвесторов в будущем своих вложений.
Понятно что эти две экономики не существует одна без другой: инвестиционная составляющая создает рабочие места и повышает суммарный объем доходов населения. Сотрудники, вытесненные на рынок труда из инвестиционных отраслей, перетекают в традиционные сектора производства, рассчитанные на удовлетворение текущих потребностей населения, или же увеличивают число безработных. Сегодня мы потеряли инвестиционную составляющую доходов граждан - примерно те самые 13% суммарного фонда заработной платы, о которых отчитался Росстат в апреле. Сокращение реальных зарплат не слишком велико, тем не менее эти потери для россиян достаточно болезненны. При этом на сегодняшний день население пытается сохранить прежние стандарты потребления, что и удерживает российскую экономику на плаву.
Чтобы вернуться к росту и прежнему докризисному качеству жизни, требуется оживить инвестиционные проекты. Российским предпринимателям, прежде всего, нужно вернуть уверенность в том, что их инвестиции не окажутся деньгами, выброшенными на ветер. Нужна система государственных стимулов и гарантий для возобновления инвестиционного процесса. Требуются государственные вложения в крупные инфраструктурные проекты и расширение бюджетных закупок. У бизнеса должны появиться внутренние ориентиры для развития, причем их необходимо сделать основными, критически важными при принятии инвестиционных решений. Проще говоря, для предпринимателя основными опорными точками при планировании должны быть решения собственного Правительства и ЦБ, а не Большой семерки в Мюнхене. Чтобы вернуться к доминирующей роли российской власти в собственной экономике, ей необходимо стать более ответственной и активнее брать инициативу на себя. Туда бы десантников побольше, у которых, как известно девиз - Никто кроме нас!
Но почему-то складывается ощущение, что правительство боится инвестиционных проектов - велики риски, да и ответственность на себя брать не хочется. Но иначе нельзя: без гарантий для инвесторов и бюджетных вложений нам угрожает долгосрочная стагнация на нынешнем, несколько сократившемся уровне потребления. Такое положение представляется достаточно устойчивым в среднесрочной перспективе, однако оно не содержит возможностей для роста. Не хотелось бы верить, что наша страна обречена на прекращение социального и экономического развития.
Распечатать