Жители Москвы почти вдвое чаще покупают новые автомобили, чем жители остальных регионов. По данным аналитиков, если в столице каждый год на 1000 жителей покупают 28 новых машин, то в регионах всего 16. В десятке лидеров оказались регионы с населением от 3 млн человек.
Емкость российского авторынка с января 2010 по май 2015 в среднем составила 2,24 млн машин в год, что в пересчете на 1000 жителей составляет 16 новых машин. Такие данные приводятся в исследовании агентства «Автостат». Как и во многих других исследованиях, связанных с автомобильным рынком, при сопоставлении цифр ситуация в разных регионах значительно отличается, причем разница между «богатыми» и «бедными» субъектами оказывается кардинальной. Больше всего новых машин, как выяснилось, за последние пять лет купили в Москве. Ежегодно в столице их приобретается 335 тысяч штук. В пересчете на объем населения это составляет 28 автомобилей на 1000 жителей. Впрочем, показатели столичные, скорее всего, не отражают истинного положения вещей. Во-первых, реальное население столицы значительно отличается от упомянутых в исследовании 12,18 млн человек. Во-вторых, за покупкой машины в Москву нередко приезжаю из регионов. Особенно явно эта тенденция проявилась в конце прошлого года, когда на фоне обвала рубля столицу наводнили приезжие из Белоруссии и Казахстана. Благодаря курсовой разнице покупка машины в России для них стала намного выгоднее. К тому же, далеко не у всех известных марок есть дилеры в соседних регионах и покупателям, желающим приобрести именно новый автомобиль, в этом случае ничего не остается, как ехать в Москву. Вторым по емкости рынка стала Московская область – 185 тысяч машин в год. Вместо с Москвой на долю двух этих регионов приходится почти четверть (23,8%) продаж новых машин в России — 520,9 тыс. шт. в год. Емкость авторынка в Подмосковья лишь незначительно уступает в Москве – 26 новых машин на 1000 жителей каждый год. Санкт-Петербург оказался лишь третьим, значительно отстав даже от Подмосковья (121,3 тыс. шт. в год). Здесь ежегодно приобретается 23 автомобиля на 1000 жителей. В десятку лучших предсказуемо вошли и другие экономически развитые регионы – Татарстан, Краснодарский край, Самарская области, Башкортостан, Свердловская, Ростовская и Нижегородская области. При этом благодаря небольшому, относительно тройке лидеров, населению, ставший четвертым Татарстан по доле новых машин на душу населению почти не уступает Москве – 27 машин на 1000 жителей ежегодно. Обратная ситуация в Краснодарском крае. Из-за густонаселенности, емкость рынка в пересчете на душу населения оказалась даже ниже общероссийской – 15 машин в год на 1000 жителей. Аналитики агентства отметили, что в первую десятку попали только регионы с населением от 3 млн. чел. При этом доля ведущей десятки субъектов емкости авторынка составила половину от общероссийского показателя. В аутсайдерах, по данным агентства, оказался Дагестан, где на 1000 жителей ежегодно продают лишь 5 новых машин, что более, чем в три раза ниже, чем в среднем по России. В Алтайском крае – 6 машин. Столь низким результатам субъекты «обязаны» большому количеству жителей – при довольно средних показателях продаж новых машин из-за этого емкость на 1000 жителей оказалась небольшой. Обратный пример можно наблюдать на примере богатого нефтью Ханты-Мансийского автономного округа. При относительно небольшом населении в 1,6 млн человек здесь продается по 40 тысяч новых машин в год – 24 штуки на 1000 человек, что уступает лишь Москве, Подмосковью и Татарстану.