На первый взгляд, Игорь Коломойский должен быть рад, что у государства не было особенных претензий к нему лично, его менеджерам в «Укрнафте» и к работе самого предприятия. Можно было тихо-мирно собрать вещички и уйти подобру-поздорову. Возможно, в другой раз Коломойский так бы и сделал — ведь группа «Приват» и так хорошо «попаслась» на нефтяных пастбищах Украины.
Но только не сейчас, когда он прекрасно знает, что государство готовит приватизацию своего пакета акций «Укрнафты». И когда понимает, что крупный миноритарный акционер будет иметь вес для потенциального инвестора. И речь может идти как о партнерстве инвестора и группы «Приват», так и о продаже части акций Коломойского.
Именно нежелание Коломойского уйти с дороги государства стала причиной того, что все органы власти набросились на группу «Приват». Стоит отметить, что претензии «Нафтогаза», налоговой службы, ревизионной комиссии абсолютно обоснованны. В первую очередь, «Укрнафта» должна выплатить 1,7 млрд грн дивидендов.
Также, по мнению главы правления компании Питера Ванхеке, «Укрнафта» должна бюджету 3,7 млрд грн. Правительство считает, что долг уже составляет 6 млрд грн. Такая разница объясняется тем, что выросла рента, а «Укрнафта» ее фактически «не признает». Ну и, наконец, «Укрнафта» должна передавать добытый газ «Нафтогазу». Все это спорные вопросы, которые являются поводом для выяснения отношений, торгов и заключения договоренностей между властью и Коломойским.
Пока ни Кабмин, ни Верховная Рада не сделали ни одного шага для расследования деятельности «Укрнафты», а именно — падения добычи нефти и газа за все те годы, что компанией управляют люди Коломойского. Так что поле для переговоров между властью и «Приватом» еще остается.
Поэтому не стоит обольщаться. Глава правительства Яценюк и дальше находится в тесном контакте с группой «Приват». Но уже в случае с приватизацией «Укрнафты» премьер-министр следует стратегии внешних кредиторов Украины, МВФ, ЕБРР. Они же видят будущее «Укрнафты» в качестве полностью частной компании.
Процесс приватизации «Укрнафты» должен был начаться еще при президенте Януковиче. Компании Ernst&Young и Rothschild Group разработали проект реформирования «Нафтогаза Украины». В интересах частных инвесторов США и ЕС было предложено продать 50%+1 акция «Укрнафты» и 100% акций «Укртранснафты». Но если в случае с «Укртранснафтой» Коломойский не мог ничего «поймать», то в случае «Укрнафты» группа «Приват может претендовать на переговоры с инвесторами.
Именно поэтому правительство пытается оттеснить Коломойского от управления «Укрнафтой». Ведь уже сейчас идет разговор о том, когда продавать самую крупную нефтедобывающую компанию страны и кто может стать покупателем. И любая проблема, которая будет сопровождать «Укрнафту», угрожает срывом планов по продаже компании.
Поэтому не стоит удивляться, что Коломойский собрал весь свой авантюризм и деловую хватку и пошел «немецкой свиньей» против правительства Украины и в то же время — против внешних кредиторов страны. С этой целью из сейфа были извлечены все решения украинских судов по закачке газа «Укрнафты» в ПХГ, возможности его продажи промышленности и документы о добыче природного газа и убытках «Укрнафты».
В ближайшее время группа «Приват» как миноритарный акционер обратится в суд Лондона или другой международный суд. Озвученная финансовая претензия может оказаться рекордом д 2000 ля отношений между Украиной и частными инвесторами.
Коломойский будет требовать от Украины или «Нафтогаза» вернуть 5 млрд долл. или газ объемом 10 млрд куб. м. Именно столько газа было закачано в ПХГ с 2006 по 2014 гг. и не использовано «Укрнафтой». Это непосильная ноша для бюджета Украины. А еще это — судебный процесс, который затянется на несколько лет. Это значит, что полноценная работа «Укрнафты» будет невозможной из-за препираний между «Нафтогазом» и менеджерами «Укрнафты», которые будут близки к «Привату».
Расчет Коломойского состоит в том, чтобы отпугнуть других зарубежных инвесторов, которые побоятся купить «кота в мешке», которым окажутся 50%+1 акция «Укрнафты». Суд с крупным миноритарным акционером и туманность перспектив работы предприятия — это худшее, что может представить себе инвестор. Поэтому выход для потенциальных покупателей «Укрнафты» состоит в том, чтобы договариваться с Коломойским. И Яценюку в таком случае также придется учитывать фактор «Привата».
Только таким образом Коломойский может заставить правительство Яценюка и его зарубежных партнеров прибегнуть к апробированным методам украинского бизнеса — пойти на «договорняк» по вопросу «Укрнафты». А потому очень велика вероятность того, что самый честный премьер и самые честные инвесторы с радостью поделят «Укрнафту» с Коломойским





