Не прячьте ваши денежки

 »   » 
  • Опубликованно
  • Не прячьте ваши денежки

Казалось бы, всем уже давно известны основные требования к рекламе финансовых услуг. Но нарушений меньше не становится. Какие именно статьи предпочитают компании и чего не хватает финансовой рекламе Петербурга – в сегодняшнем материале.

Для начала давайте разберемся, что такое реклама в целом и реклама финансовых услуг – в частности.  Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

К рекламе финансовых услуг будут относиться услуги банков, страховых компаний, услуги на рынке ценных бумаг, а также другие услуги, связанные с привлечением денежных средств граждан или юридических лиц.

В любом случае, чтобы ни рекламировалось – кредит, займ или покупка автомобиля по договору лизинга – реклама в обязательном порядке должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. К сожалению, не все об этом помнят. Так, в мае прошлого года на страницах одного из деловых изданий Петербурга была опубликована реклама Инвестиции в коммерческую недвижимость в Германии с указанием доходности и возможности получения кредита. Из содержания  рекламного модуля создавалось впечатление, что любое обратившееся в компанию лицо может  получить кредит по ставке «… от 2,8% …». Однако, как установил контролирующий орган, по указанному в информационном сообщении телефону и интернет-адресу организация, выдающая кредиты, не располагалась. Более того, издатель газеты официально пояснил, что рекламируемая процентная ставка по кредиту предоставляется не самой компанией, а банком (наименование которого не указано), расположенным вне территории  Российской  Федерации. Тот факт, что банк находился за пределами нашей страны не спас издателя от административного штрафа в размере 150 000 руб.

Помимо наименования лица, оказывающего услугу, необходимо также указывать все условия предоставления услуги (кредита, вклада, займа), если в рекламе есть хотя бы одно из них. И это является необходимым не только для банков. Рекламное издание Петербурга распространяло рекламу следующего содержания: «Кредитный потребительский кооператив «ххх»  ПРИНИМАЕМ ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ  35% годовых в рублях  Специальные условия для пенсионеров  Только для членов КПК».

Казалось бы: приноси любую сумму, и сможешь получить указанный доход. На деле оказалось, что в соответствии с решением заседания правления данного КПК есть и другие условия, а именно – первоначальный взнос, максимальная сумма взноса, срок и даже понижение процентной ставки при досрочном расторжении договора.

Нередки случаи, когда компания вроде бы соблюдает все требования законодательства, указывает и название, и все условия оказания услуги, но это только «вроде бы», поскольку прочитать данный текст без специальных приспособлений фактически невозможно, хоть лупу к рекламе привязывай. Или на наружной рекламе - текст есть, но прочитать его, даже остановившись рядом и присмотревшись, – невыполнимая задача. При этом потребитель при любых погодных условиях, в любое время дня и ночи, проезжая на скорости 60 км/ч мимо билборда 3х6 м должен не только прочесть рекламный слоган, но и усвоить всю существенную информацию по предоставлению услуги.

Каково же будет разочарование покупателя, решившего, к примеру, приобрести заветную квартиру в рассрочку, когда уже в офисе строительной компании он обнаружит, что условия эти предоставляются только на ограниченный круг квартир или на несколько месяцев, а не лет, как он рассчитывал.

Зачастую рекламодатель ссылается на то, что если информация присутствует в модуле, то этого достаточно. Однако, повторимся, вся существенная информация должна не только быть, но и распознаваться потребителем без специальных приспособлений, в противном случае, данная информация считается отсутствующей, а реклама – недобросовестной.

Как ни парадоксально звучит, но если одни компании стремятся рассказать как можно меньше. то другие, наоборот, указывают гораздо больше привлекательных условий, чем могут.

Согласно п. 1. ч. 2 статьи 28 ФЗ О рекламе реклама финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания эффективности вложений в будущем, если это невозможно определить на момент заключения соответствующего договора.   Инвестирование всегда связано с риском, уровень которого зависит от различных внешних факторов. Не  обладая достаточной информацией, не имея специальных знаний, непрофессионалы могут неверно оценить соответствующие риски. А под воздействием особо привлекательной рекламы потребитель зачастую руководствуется эмоциями. Гарантируя доходность  в будущем, компания может не достигнуть желаемого результата, что в конечном итоге приведет к обману потребителя.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу с заявлением обратилась группа лиц относительно рекламы нескольких финансовых инвестиционных компаний, которые обещали потребителям сказочные проценты. По некоторым программам инвестирования доходность превышала 140% годовых! По итогам рассмотрения оказалось, что ряд компаний уже не существуют. Теперь проверкой их деятельности занимается прокуратура. Одна из компаний на заседании присутствовала, но, к сожалению, представитель так и не смог объяснить, каким образом определяется доходность. В результате данная реклама признана недобросовестной.

В завершение хочется призвать вас быть внимательными и осторожными. Многие из нас помнят, как долго ждал Буратино денежного дерева из закопанных золотых монет на Поле чудес. И как часто заманчивое предложение оказывается не совсем таким, каким видится на первый взгляд. Рекламный рынок переполнен предложениями различных финансовых услуг, и лучше, взвесив все за и против, обратиться к добросовестным компаниям, чем, поддавшись сиюминутному порыву, вспоминать потом добрым словом Леню Голубкова и бесплатный сыр.

Если же вам на глаза попалась недобросовестная реклама, вы всегда можете сохранить ее, сфотографировать и отправить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, сотрудники которого всегда готовы разобраться с нарушителями. 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа