По всей видимости, с точки зрения протокола проблем не будет. «Я лично стремлюсь организовать визит президента Владимира Путина в Японию, с учетом хода данной подготовки планирую совершить поездку в Россию. Надеюсь, что в ближайшее время будут налажены все необходимые для этого условия», - заявил японский министр иностранных дел Фумио Кисида. А вот что касается сущностного наполнения, то тут сложнее. Понятно, что президент не может поехать в Японию для решения территориального вопроса и вернуться с пустыми руками - это будет означать серьезный удар по его репутации. А это значит, что стороны должны достичь какого-то предварительного компромисса. Судя по заявлениям сторон, до компромисса пока далеко - позиции Японии и России серьезно отличаются. Так, японцы требовали и требуют передачи под их суверенитет всех спорных островов. Россия же принципиально отказывается, говоря о невозможности пересмотра итогов Второй Мировой войны. «Япония – это единственная страна, которая подвергает сомнению итоги Второй мировой войны, и никто больше этого не делает, - возмущается Сергей Лавров. - Согласно Уставу ООН, всё, что завоевали страны-победительницы не тронь, это свято и нерушимо». В 1951 году на мирной конференции в Сан-Франциско Япония отказалась от всех претензий на Курильские острова (потом японские власти уверяли, что говоря о «Курильских островах» они не имели в виду четыре южнокурильских острова. «Итоги Второй мировой войны между нашими странами не определены», - возражает российскому министру генеральный секретарь правительства Японии Есихидэ Суга.
Впрочем, в Кремле есть и другая, несколько более компромиссная формула. «Мы готовы к диалогу с Японией на этот счет (по Курильским островам), в том числе, на основе известных документов 1956 года, которые были ратифицированы японским парламентом», - пояснял недавно Владимир Путин. Речь идет о декларации, в которой Советский Союз соглашался рассмотреть возможность передачи Японии двух островов в случае заключения мирного договора (сделка сорвалась, поскольку Япония хотела все 4 острова).
Если заявление Путина не является элементарной приманкой для ведения переговоров («рассмотреть возможность» - не значит отдать), а демонстрирует готовность действительно отдать два острова, то это, безусловно, будет серьезной ошибкой. В нынешней ситуации Москва может вообще ничего не отдавать Токио - стратегическая ситуация в Восточной Азии такова, что Японии куда больше нужен мирный договор с Россией, чем самой России.
Безусловно, Москве выгодна нормализация отношений с Токио. Во-первых, российские власти надеются на приток японских инвестиций на Дальний Восток. Замминистра по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев считает, например, что Япония может поучаствовать в создании свободного порта Владивосток, зона которого объединит 13 муниципалитетов,где будет действовать особый правовой режим предпринимательской и инвестиционной деятельности. Во-вторых, укрепление связей с Японией может сбалансировать российско-китайские отношения, придать разновекторность российской политике в Восточной Азии.
Однако если для России нормализация и укрепление отношений с Японией важны с точки зрения экономического развития, то для Страны Восходящего Солнца это вопрос национальной безопасности. Ни для кого не секрет, что Япония вместе с США пытаются создать антикитайскую систему коллективной безопасности в Восточной Азии, и успех этой системы во многом зависит от позиции России. Если к моменту ее создания Москва окажется тесно привязанной к Китаю, то система будет просто неэффективна - Китай сможет торговать с Европой и снабжать свою экономику ресурсами через российскую и среднеазиатскую территории.
К тому же есть еще один момент. Непонятно, какой смысл идти на какие-то территориальные жертвы ради улучшения российско-японских отношений, если японские политики ограниченно самостоятельны в процессе принятия внешнеполитических решений? Как отмечал Сергей Нарышкин, Япония последовала за «одиозными политическими силами и присоединилось к односторонним неправовым мерам, так называемым антироссийским санкциям». Японцы сами говорят о том, что они не хотели вводить санкции против России из-за далекого Крыма, однако вынуждены были это сделать под давлением США. Как и вынуждены были отказаться от визита на Парад Победы в Москву. Сергей Нарышкин не зря намекает на то, что Россия и Япония «могли бы добиться большего», если бы отношениям двух стран не препятствовали санкционные меры.
Безусловно, России нужны нормальные и поступательно развивающиеся отношения с одной из сильнейших экономик мира. Япония может предоставить Москве инвестиции, технологии, стать в какой-то степени альтернативой Китая и одним из основных столпов «восточного поворота». Однако России нет смысла жертвовать ради этого своими территориями. Максимум на что должна соглашаться Москва, да и то в обмен на крайне серьезные уступки Токио - какой-то формат совместного экономического освоения Курильских островов. Пока что Япония такой вариант отвергает, однако динамика развития ситуации в Восточной Азии такова, что через какое-то время в Токио вынуждены будут согласиться на данный формат. Если, конечно, к тому времени для Японии не будет уже слишком поздно соглашаться.
Распечатать